Павлодарский форум

Объявление

!!! FORUM !!! AU !!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Автозвук

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

Здесь пишем все об автозвуке, и о аппаратуре для автомобилей...

(И народ, просьба, темы созданные не по теме раздела, будут удаляться, т.е. если речь не будет идти о автомобилях и что с ними связано, а также про мотоциклы...   Спасибо за внимание!!!!)

А также придумывайте темы на автомобильную тематику..
Только не надо создавать темы, чтоб только поприкалываться...
Темы не связанные с автомобильной тематикой будут уничтожаться.....

2

Едем средним классом

Обычно средним классом автомобильной аудиоаппаратуры считаются любые системы, которые выходят за рамки бюджетной категории, но еще не достигают уровня Hi-Fidelity. Однако для этой статьи, мы решили создать собственную, более жесткую систему классификации.
Так называемая система среднего класса – понятие довольно абстрактное. Единого табеля о рангах автомобильной музыкальной аппаратуры в природе не существует, поэтому средним классом могут называть как трехсотдолларовую магнитолу с комплектом дорогих динамиков, так и профессионально инсталлированную систему, состоящую из дюжины компонентов. Тем более что производители или дилеры иногда именуют средним классом любую аппаратуру, которая по своим техническим данным не дотягивает до уровня Hi-Fi, а некоторые инсталляторы способны создать довольно посредственную аудиосистему, используя самые "навороченные" составляющие.
Мы решили положить наши рассуждения на финансовую основу и определить границы среднего класса, исходя из стоимости полноценных систем, обязательно содержащих усилитель и сабвуфер. Вторым критерием оценки мы считали "комплексный подход" к инсталляции, то есть продуманную установку аппаратуры для достижения заранее запланированного стереоэффекта, а не просто подключение серии дополнительных устройств к электрической цепи машины.
Получилось, что нижней планкой аудиосистемы среднего уровня можно считать сумму чуть больше тысячи долларов, а максимальная стоимость такой "озвучки" не превысит двух с половиной тысяч, включая установку и все налоги. Обе суммы как раз в традициях среднего класса: владелец новой "восьмерки" напряжется, подкопит и соберет тысячу на хороший "звук", а обладатель трехлетней BMW, прикинув, во сколько ему обойдется установка системы Hi-End, с легкостью выложит две пятьсот.

Умные головы
Надо признать, что разницу в качестве звучания большинства головных устройств стоимостью больше 200 долларов способны различить лишь избранные гурманы car audio и те электронные приборы, которыми измеряют амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала. Все магнитолы, ресиверы и MP3-проигрыватели этой ценовой группы одинаково хорошо воспроизводят вверенные им звуковые фрагменты. Наше утверждение отнюдь не означает, что бессмысленно тратить больше двухсот "Франклинов" на проигрыватель, а всего лишь проводит грань, за которую не стоит заходить приверженцам упрощенной схемы. Впрочем, многие недорогие сегодня аппараты еще год назад были пределом мечтаний самых ортодоксальных поклонников качественного звука. Так, например, кассетные магнитолы Clarion AX413R и Pioneer KEH-P5011 или CD-ресивер Kenwood KDC-2021S перешли в средний класс из верних эшелонов, где долгое время находились на пике популярности.
Не желающим переплачивать за опции головного устройства, не влияющие на качество звука, следует остановиться на вышеупомянутой отметке. А те, кого не смутит высокая стоимость аппаратуры, могут позволить себе более современную "голову", произведенную престижным брэндом. И они не разочаруются. Основной плюс такого приобретения, разумеется, высокий статус аппарата в иерархии car audio и его более привлекательный, модный дизайн. Однако многие дорогие головные устройства обладают целым перечнем дополнительных возможностей, которых нет у их бюджетных собратьев. К "дорогим" опциям относятся такие приятные мелочи, как большой цветной дисплей с возможностью выбирать оттенок его подсветки из 32 тысяч возможных, высокая чувствительность тюнера и большое количество пользовательских предустановок звука, а также "продвинутая" система коррекции шумов и удобный пульт дистанционного управления типа "пластиковая карточка" (на самом деле пульт немного потолще). Не стоит также забывать об идеально проработанной эргономике, за которую профессиональные инсталляторы называют проигрыватели дороже 400 долларов "вежливыми и предупредительными". Например, при выключении питания проигрывателя передняя панель магнитол последнего поколения типа "маска" автоматически начинает поворачиваться тыльной стороной и после поворота на 90 градусов делает паузу, как бы предлагая пользователю решить, будет он снимать ее или нет.
Также дорогие "головы" всегда оборудованы дополнительными средствами защиты. Такие аппараты, как Clarion DXZ928R или Kenwood KDC-M9021, комплектуются специальными инфракрасными "иммобилайзерами", срабатывающими после каждого полного отключения проигрывателя от сети, после чего, чтобы "оживить" проигрыватель, требуется послать код с ключа. А привлекательный сочетанием серо-черного корпуса и рубиновой подсветки CD-ресивер Grundig SCD 3490RDS предлагает чрезвычайно остроумное решение – security panel (снимающаяся вставка с тремя кнопками управления), футляр которой можно использовать в качестве брелока для ключей.

По каналам
В отличие от бюджетной аудиосистемы, затраты на головное устройство в системе среднего класса, каким бы дорогим оно ни было, – это не основная статья расхода. Немало денег также уйдет на аппаратуру, усиливающую сигнал. Расчет и установка усилителей – дело чрезвычайно тонкое, поэтому, если вы не очень хорошо знакомы с тонкостями установки серьезной "музыки" в автомобиль, лучше обратитесь к профессионалам. Самостоятельные эксперименты с усилителем в лучшем случае приводят к потере времени, в худшем – к покупке нового усилителя.
Но даже профессиональные инсталляторы не скажут точно, что выгоднее: ставить один многоканальный усилитель или несколько двухканальных. У приверженцев обоих вариантов есть десятки доводов в пользу "своей" схемы усиления. Первые утверждают, что соревнования по автозвуку почти всегда выигрывают автомобили с поканальным усилением, которое обеспечивают несколько двухканальников, а большое количество усиливающей сигнал аппаратуры, помещенной в одном корпусе, не сулит ничего хорошего для качества звука. Другие приводят в пример тот факт, что многоканальники пользуются большим спросом на рынке музыкальной аппаратуры и чаще применяются в автомобильных инсталляциях уровня Hi-End. Клиенту, далекому от этих профессиональных дебатов, скорее всего, будет все равно, какой конкретно тип усилителя окажется в багажнике его автомобиля. В первую очередь, его интересует качественный звук при не слишком высокой цене.
В этом случае, как и при выборе головного устройства, оснащение системы усилителем можно разделить на два типа. Начнем с недорогого. Чтобы сильно не потратиться на этапе выбора усилителя, можно ограничиться лишь пяти- или шестиканальным усилителем, который возьмет на себя и фронтальную, и тыловую акустику, при этом не забывая и про сабвуфер. Это позволит сэкономить немалую часть бюджета и подойти к самому важному процессу – выбору динамиков, обладая большей свободой маневра. Стоимость среднего представителя семейства пятиканальных усилителей колеблется от 200 (Alpine MPR-F320) до 800 долларов (Rockford Fosgate Punch 600.5). Шестиканальники будут отличаться лишь более высокой ценой и тем, что сабвуферу будет отдан дополнительный канал.
Системы, построенные исключительно на двухканальных усилителях и моноблоках (комплект из усилителя и низкочастотного динамика), применяются в основном в спортивных инсталляциях. Их стоимость, как правило, несоизмеримо выше того, что входит в наше определение системы среднего класса, поэтому мы рассмотрим их позже, в статье, посвященной аппаратуре класса Hi-Fi. А для системы среднего уровня потолком может считаться комплект, состоящий из трех усилителей, один из которых (многоканальный) питает тыловую акустику и саб, а два двухканальных (типа Audiobahn A2301Q или DLS А1) отдают сигнал на фронтальные динамики. По сравнению с установкой одного многоканальника, общая стоимость трех усилителей увеличит затраты на "силовую" часть всего в полтора раза, зато обеспечит более мощный сигнал для тыловых потребителей.

Права потребителей
Потребителями в car audio называют акустические системы (АС), то есть динамики. Считается, что именно от их работы зависит качество всей системы. Проигрыватель лишь отдает сигнал, а усилители передают его с необходимым значением мощности. Поэтому АС обязательно должны быть высокого качества, даже в бюджетной системе, а в том типе инсталляции, который мы описываем, пытаться "скроить" на динамиках нельзя ни в коем случае. Принципиальные "экономисты", правда, могут сыграть на упрощенной схеме, в которой задействовано меньше излучателей сигнала. Такой вариант действительно существует, но обязательно влечет за собой мороку при настройке системы – создать хорошую звуковую картину в автомобиле тем сложнее, чем меньше акустики в нем установлено.
Идеальным вариантом полноценного "озвучивания" салона считается использование пары комплектов трехполосных компонентных АС спереди и двух таких же комплектов сзади плюс активный сабвуфер в багажнике. Используя самые простые комплекты динамиков типа Eton pro 100X или популярный Diamond M341, подобную схему можно собрать, уложившись в 1000 долларов, но существуют и куда более дорогие варианты. Так, за АС уровня Hertz HSK-163 или MB Quart PSD 316 придется отдать вдвое большую сумму. Впрочем, как мы уже говорили, на динамиках экономить не следует, лучше немного изменить конфигурацию системы, чем использовать дешевые комплектующие. Урезать в бюджете фронтальные динамики, пожалуй, не стоит (или стоит в самую последнюю очередь), а вот тыловые можно подобрать поскромнее. Допустим, поставив в тыл вместо разнесенных динамиков неплохие коаксиальные (Macrom CF-2.51), можно сэкономить ощутимую сумму денег, а также несколько рабочих часов инсталлятора. Сабвуфер тоже не грех лишить самостоятельности, оставив его без встроенного усилителя – правда, тогда, возможно, придется доплатить за шестой канал в отдельном многоканальном усилителе.
Предмет для отдельного разговора – кроссоверы. Профессионалы утверждают, что, если после покупки динамиков деньги еще остались, стоит задуматься о приобретении хотя бы одного активного частотного фильтра. Наличие такого устройства значительно облегчит настройку системы. С другой стороны, встроенными кроссоверами обладают почти все устройства в системе кроме коаксиальных динамиков и некоторых головных устройств из разряда дорогих. Тем, кто решит положиться на возможности кроссоверов усилителя, вряд ли есть повод беспокоиться. Из-за большого количества пассивных фильтров, динамики в любом случае не получат большого количества "несвоего" сигнала, а значит, за их здоровье можно не волноваться. Самое плохое, что может случиться при отсутствии регулируемого кроссовера, это периодическое искажение звука высокой частоты, определить которое на слух могут далеко не все и которое при необходимости можно легко устранить.

Бытовые подробности
О необходимости полной шумоизоляции салона и специальной электропроводки мы упоминали в прошлый раз, когда говорили о бюджетной аудиосистеме. Система более высокого класса требует еще больше внимания к подготовке автомобиля. Действия, которые необходимы для обеспечения хорошего звука в системе среднего уровня, практически идентичны подобным процедурам в установке системы Hi-End. В первую очередь, речь идет о полной виброизоляции автомобиля. Все, что в машине есть железного, должно быть проклеено специальным материалом. Чаще всего для этого используется виброизоляционный материал Dynamat, который в отдельных случаях наносят в два слоя. Виброизоляция необходима для устранения дополнительных призвуков, возникающих при колебаниях воздуха, создаваемых звуковой волной.
Так же тщательно подходят к прокладке силовой проводки. Система среднего класса содержит больше компонентов, чем бюджетная, поэтому ее инсталляция должна выполняться с соблюдением определенных правил. По большей части это касается аккуратной "разводки" проводов, в которой должен быть способен разобраться не только тот, кто устанавливал "музыку" в машину, но и другой специалист, которому, возможно, доведется впоследствии чинить или модернизировать систему.
Напоследок расскажем о неписаном правиле, которое почему-то нередко игнорируется даже профессионалами в области car audio. В любой стереосистеме всегда есть "слабое звено", ограничивающее качество ее звучания. Обычно оно проявляется через какое-то время после начала ее эксплуатации. Таким звеном может стать и недорогой проигрыватель, и неудачно выбранный усилитель, и даже слишком слабые фронтальные "пищалки". Устранить этот эффект невозможно, но можно уменьшить его влияние, подобрав как можно более однородные компоненты, которые будут поддерживать своего "коллегу", компенсируя его недочеты.
Можно, конечно, бесконечно экспериментировать с аппаратурой в попытке собрать идеально сбалансированную стереосистему, но когда результат будет достигнут, то перед нами будет уже не средний класс, а самый настоящий Hi-End.

3

Демонстрантка

Участие в профильных выставках, как правило, происходит по давно отработанной программе: фирма покупает место, строит экспозицию, размещает на ней свою продукцию. Потом выставка заканчивается, экспонаты возвращаются на склад, и уже через неделю о двухэтажном стенде площадью сто квадратных метров, на котором пять дней подряд играл оркестр и танцевали полуобнаженные фотомодели, будут напоминать лишь фотографии в компьютере рекламного отдела. Таков удел почти всех участников выставок. Почти, потому что тем, кто связан с миром car-audio, повезло больше. Они могут позволить себе отойти от традиционной схемы и вместо большого стенда построить маленькую, но эффектную демо-машину.

Демонстрационная инсталляция всегда интереснее, чем обычная. Музыкальная система, собранная с учетом пожеланий хозяина автомобиля, обязательно содержит отпечаток его личных пристрастий, в большинстве случаев ограничена бюджетом и к тому же создана для прослушивания определенной музыки. Демо-кары, напротив, предельно беспристрастны и "не стеснены в средствах". Ко всему прочему, в каждой демонстрационной машине обязательно присутствует какая-нибудь "фишка". В этой "Тигре", инсталлированной в московском установочном центре Eclectic Audio, "фишка" заключается том, что в машине не одна, а две музыкальные системы. Первая предназначена для того, чтобы слушать музыку внутри машины, вторая смонтирована в багажнике автомобиля и, по сути, является стендом, позволяющим наслаждаться звуком всем окружающим. Очень полезная опция для загородного пикника, если такая малышка сумеет добраться до выбранного в лесу места. Впрочем, лавировать между деревьев на ней будет гораздо удобнее, чем на Land Rover.
Благодаря силе звука с помощью этой "тигрицы" действительно можно устроить дискотеку для всего леса. Мощная аудиосистема в багажном отсеке создана на базе акустики Oris Electronics из серии Aurum. Фронтальные АС состоят из двух компонентных комплектов AS-6.2, а в тыловых использованы коаксиалы 6х9 с маркировкой AS-693. Кроме того, в багажнике находятся два сабвуфера Aurum ASW-1044 (диффузор из кевларового волокна с керамическим покрытием, двойная звуковая катушка, максимальная мощность 1300 Вт). Оба "саба" установлены в фазоинверторных корпусах, причем конструкция модуля, в котором смонтированы корпусы, разработана таким образом, что каждый динамик играет в собственном объеме.
"Багажную" систему обслуживают целых четыре усилителя Oris Charisma: четырехканальник СА-504, подключенный к фронтальным динамикам, и три двухканальных усилителя СА-702, работающие с сабвуферами и тыловыми "овалами". Богатые возможности усилителей позволяют реализовать в этой схеме полностью многополосное усиление.
В городских пробках в машине тоже не будет скучно. В небольшой салон "Tigra" инсталлировали меньше аппаратуры, чем в багажник, но на качестве звука это не сказалось. Трехполосная фронтальная система построена на основе компонентных систем Aurum AS-5.2 и AS-6.2. Через внешний кроссовер Morel МХЗ.З динамики подключены к четырехканальному усилителю (Oris СА-504), вторая пара каналов которого в мостовом режиме питает 10-дюймовый сабвуфер ASW-1044. Усилитель и вуфер в закрытом корпусе установлены в отдельном модуле, который смонтировали на месте заднего сиденья.
В качестве головных устройств для обеих систем были выбраны одинаковые CD-ресиверы Sony CDX-MP70, способные менять цвет экрана – эта функция оказалась весьма кстати при разработке концепции оформления интерьера. Чтобы упаковка соответствовала содержанию, салон и багажник перетянули кожей, дверь украсили вставками из переплетенных полос красного и черного цветов, а на решетках больших динамиков выделили красной подсветкой логотип Oris Electronics. На подголовниках и напольных ковриках также вышили логотип компании, затем полностью переделали приборную панель и установили дополнительную подсветку.
Вскоре после завершения работ по установке аппаратуры, компания "Анэкс", по заказу которой создавался этот демо-кар, организовала конкурс на лучшее название для него. Так у автомобиля появилось немного неженское имя "Тигорис", под которым ему предстоит защищать честь брэнда Oris на грядущих выставках. И, судя по его "внутренним данным", с этой задачей он сумеет справиться, как никто другой.

4

Основное отличие продвинутой музыкальной системы от "обычной", которое способен воспринять на слух абсолютно любой слушатель, заключается вовсе не в количестве вложенных денег или "крутизне" лейбла на лицевой панели проигрывателя. Даже весьма бюджетную автомобильную аудиосистему можно принять за высококачественную инсталляцию, если для воспроизведения низких и сверхнизких частот она снабжена отдельным басовым громкоговорителем – сабвуфером.
Сабвуфер – это низкочастотный динамик, воспроизводящий самые низкие басы, не входящие в частотный диапазон работающих совместно с ним широкополосных акустических систем. Термин "сабвуфер" весьма ошибочно используется многими для описания любой системы с низкочастотной головкой, выполненной в отдельном корпусе. В действительности "сабвуфер" означает "ниже низкочастотной головки" и должен употребляться только в отношении тех изделий, которые способны передавать басы частотой до 20 Гц и ниже. Низкочастотную головку, помещенную в корпус, обеспечивающий воспроизведение частот до 40 Гц, правильнее назвать просто низкочастотным динамиком.
Автомобильные сабвуферы совсем не те, что используются, скажем, в домашнем кинотеатре, не говоря уже про кинотеатры обычные. Тамошние "сабы" не более чем "подбасовики", то есть воспроизводят эффекты, с которыми не справляются басовые динамики, ориентированные на музыку. Специфика сабвуферов для автомобильного "концертного зала" заключается, в первую очередь, в передаче качественного звука низкой частоты, а традиционный для домашнего звука "подбасовый" диапазон получается сам собой: акустические особенности автомобильного салона расширяют возможности обычного, в сущности, басовика до таких пределов, которые и не снились большинству домашних сабвуферов.

Сабвуферы бывают двух видов: пассивные и активные. Пассивный сабвуфер – это просто одна или несколько помещенных в корпус низкочастотных головок, которые подключаются к внешнему усилителю. Наиболее удачный способ подключения пассивного сабвуфера – с помощью электронного разделительного фильтра и отдельного усилителя мощности. Такой метод отделяет басы от сигнала, подаваемого на основные громкоговорители, в том месте тракта, где сигнал имеет линейный уровень (несколько сот милливольт). Фильтрация такого сигнала вносит гораздо меньше нелинейных искажений, чем фильтрация выходного сигнала усилителя мощности. Более того, добавление отдельного усилителя мощности для сабвуфера существенно увеличивает динамический диапазон системы и освобождает усилитель основного громкоговорителя от дополнительной нагрузки. Активный сабвуфер объединяет в одном корпусе сабвуфер с разделительным фильтром и усилитель мощности, устраняя необходимость в отдельных корпусах и усилителях. Он имеет линейные входы (для подключения к предварительному усилителю), линейные выходы (сигнал с которых подается на усилитель мощности) и регулятор уровня сигнала сабвуфера. Выходной сигнал линейного уровня, подаваемый на основные громкоговорители, фильтруется, чтобы ослабить в нем энергию составляющих низких частот. Обычно непосредственно на динамике регулируется и частота разделения, чтобы можно было выбрать значение, обеспечивающее наилучшее согласование с основными громкоговорителями.
О конструкции сабвуферных головок можно сказать то же, что и о конструкции обычных акустических систем. Материал диффузора имеет большое значение для любых динамиков, и для сабвуферов также. Здесь лидирует полипропилен, но и целлюлоза не сдает своих позиций без боя. Нередко попадаются и более экзотические материалы – кевлар и слоистые полимерные конструкции. Особую специфику имеют конструкции диффузоров, которым во многих случаях придают исключительную жесткость, для чего центральный колпачок делают гораздо больше, чем диаметр звуковой катушки. Подвес диффузора либо резиновый, либо из пенополиуретана. Последний способен обеспечить больший ход диффузора, зато он менее устойчив к окислению, особенно под действием солнечных лучей. Впрочем, проблема его устойчивости давно уже считается решенной. Традиционным элементом конструкции был и остается мягкий уплотнитель на передней поверхности диффузородержателя, хотя используется он далеко не всегда.

Инсталляция баса в машину – процесс не самый простой. Устанавливаются сабвуферы по двум технологиям. Первая заключается в размещении низкочастотного динамика в "первозданном" виде в задней полке или багажнике машины (free air). Однако большинство инсталляторов утверждают, что для качественного звучания низкочастотного динамика ему необходим специальный корпус, основная задача которого – изоляция фронтальной звуковой волны, возникающей при движении мембраны сабвуфера вперед, от обратной (задней) волны, рождающейся при движении мембраны в обратную сторону. Без корпуса эти две волны, встречаясь, будут гасить друг друга, и бас получится слабым и неглубоким. Корпус должен быть достаточно крепким и виброустойчивым, иначе его вибрация, вызванная обратной волной динамика, будет генерировать частоты, которые придадут нежелательную окраску звуковой картине.
Основное количество споров вокруг сабвуферов относится к размерам диффузоров. Мало кто не согласен с тем, что с точки зрения басовых возможностей в автомобиле и восьми дюймов более чем достаточно – салон помогает. Но вот с точки зрения звукового давления – чем больше дюймов, тем лучше. Тут действует железное правило: чем больше диффузор, тем выше неискаженная звуковая мощность. Резервы по мощности у 10- и 12-дюймовых головок, как правило, не сильно отличаются, а то и совпадают. Причем считается, что "десятка" относится к любительской технике, в то время как двенадцатидюймовый сабвуфер уже выдает серьезность намерений владельца аудиосистемы. Один правильно установленный и снабженный адекватным усилением 12-дюймовый динамик обеспечивает уровень басов, сполна удовлетворяющий потребности 90% мобильной аудитории. Оставшиеся 10% – потенциальные потребители 15-дюймовок. Здесь мнения установщиков, специалистов и просто лиц, владеющих вопросом, начинают серьезно расходиться. Некоторые полагают, что 15 и тем паче 18 дюймов в машине – это явный перебор. Другие считают, что 15-дюймовые сабы отличает повышенная отдача, позволяющая достичь более высокого звукового давления, а 18-дюймовые головки не что иное, как эксклюзивный товар, предназначенный для тех, у кого на уме нечто большее, нежели "просто" высококачественное звуковоспроизведение в автомобиле. Скажем, выступление на SPL-конкурсе. Или систематическое произведение неизгладимого впечатления на приглашенных в машину слушателей.
Громкость всех видов и типов сабвуферов во многом зависит от положения компонента во внутреннем пространстве автомобиля. У седана динамик должен быть направлен прямо на заднее сиденье, причем рекомендуется оставлять небольшой зазор величиной до 8 см между сабвуфером и спинкой заднего сиденья. Во многих автомобилях на спинке заднего сиденья есть подлокотник. Идеально было бы направить сабвуфер динамиком в эту часть сиденья, так как при этом достигается максимальное проникновение в салон звука без видимого урезания частотного спектра (эффекта "приглушения и гулкости", свойственного большим корпусным сабвуферам). У автомобилей с кузовом типа хэтчбэк максимальные результаты по звуковому давлению достигаются при направлении динамика сабвуфера и порта фазоинвертора в сторону багажника или вверх. В результате достигается необходимое отражение звука, при котором он проходит не через заднюю спинку сиденья, а через верхнюю полку. В универсале сабвуфер направляется динамиком и фазоинвертором назад.
Что говорить, равенство в мире сабвуферов не декларировалось никем и никогда – они все разные по рождению. И цвет "кожи" у них разный, и ростом они различаются – начиная с восьмидюймовых "подростков" и заканчивая 18-дюймовыми "великанами". Да и силенок у кого-то поменьше, а у кого-то побольше, иной раз и вопреки своему росту. И при любом росте среди них попадаются толстые и тонкие, то есть те, что потяжелее, и те, что полегче. Выбор сабвуфера напрямую зависит от того, чем вы хотите пожертвовать, – деньгами, временем или внутренним пространством вашего автомобиля. Но самый простой путь – обратиться к профессиональным установщикам автомобильной аудиоаппаратуры, которые не только сделают на заказ индивидуальный сабвуфер, но и наиболее грамотно интегрируют его в музыкальную систему. Все зависит от суммы, которую вы готовы потратить на то, чтобы музыка, звучащая в вашем автомобиле, была поводом для постоянного удовольствия и периодической гордости.

5

Что такое кроссоверы??  И с чем его едят???

Кроссоверы, или разделительные частотные фильтры, впервые появляются в поле зрения тех, кто сталкивается с миром car audio, как часть комплекта компонентной акустики. Несложную функцию этих небольших коробочек без особых усилий сможет объяснить даже ученик продавца в магазине – разделяют сигнал в многополосных динамиках так, чтобы басовик получал низкие частоты, среднечастотник – средние, а "пищалка" – верхние. Но так ли все просто на практике, если кроссоверы занимают в каталогах производителей автомобильной аудиоаппаратуры не меньше страниц, чем усилители, а построить в автомобиле музыкальную систему уровня hi-fi без таких "коробочек" можно даже и не пытаться.

Виноваты динамики
Действительно, с кроссоверами далеко не все так просто, как могло показаться будущему менеджеру по продажам. Если основные компоненты акустической системы – динамики – любой специалист (или даже не совсем специалист) сможет подобрать, исходя из собственных предпочтений (из-за чего порой скрещиваются абсолютно разные по идеологии марки), то выбор разделительных фильтров часто оказывается камнем преткновения даже для опытных инсталляторов.
Каждый, кто хоть немного "в теме", четко знает, что самый значительный источник искажений звука – это динамики. Идеальным выходом из этого положения был бы динамик, способный один воспроизводить весь звуковой диапазон. К сожалению, сделать полноценный широкополосный излучатель никому пока не удалось. В результате самых удачных попыток появились динамики, которые способны работать в большей части диапазона, но не более чем удовлетворительно. А нужно, чтобы динамик работал безукоризненно, и не в части диапазона, а во всем, иначе все усилия будут лишены практического смысла. В борьбе за идеальное качество звука общий диапазон частот приходится делить на части и ставить во главе каждой из них оптимизированный для каждой полосы частот динамик – сабвуфер, мидбас, среднечастотник или твиттер. Делением, собственно, и заведуют кроссоверы. А справедливость (читай "качество") их "дележки" зависит от интеллекта самих кроссоверов, среди которых иногда встречаются шибко умные экземпляры, а иногда так себе.

Вам пассивный или поактивнее?
Способов деления сигнала в автозвуке (как, впрочем, и в домашнем аудио) существует всего два. Можно делать это на выходе усилителя, что поручено широко распространенным пассивным кроссоверам. С точки зрения схемотехники это значительно более примитивные устройства, чем активные разделительные фильтры. В пассивных кроссоверах выделение нужной полосы доверено различным индуктивностям, емкостям и резисторам, то есть такой начинке, которая не нуждается в дополнительном питании. Другими словами, пассивные кроссоверы используют электрическую энергию линии, в которую включены.
Их основными преимуществами считают небольшую стоимость и гибкость при построении аудиосистемы в автомобиле. Используя пассивные кроссоверы, можно создать отличную акустическую систему на базе одного-единственного усилителя. Именно поэтому их нередко используют мастера высшего пилотажа car audio (и профессиональные инсталляторы, и спортсмены) – при наличии определенных навыков у сборщиков система из нескольких пассивных фильтров может выдавать на динамики почти идеальный сигнал, который, казалось бы, невозможно получить без применения дорогих электронных агрегатов. Недостатки, естественно, тоже есть. Во-первых, в пассивном кроссовере практически невозможно изменять какие-либо настройки кроме ослабления сигнала на "пищалке". Во-вторых, это "транспортные потери", или ослабление звукового сигнала (имеющее аппетитное английское название damping), возникающие при прохождении сигнала через катушку индуктивности и из-за сопротивления кабеля. Это означает, что честно отданный усилителем сигнал попадает на динамики не только отфильтрованным, но и урезанным, причем в отдельных случаях урезанным весьма ощутимо. Также не без основания считается, что близко расположенные к силовым линиям пассивные кроссоверы могут подхватывать индуктивные помехи, поэтому производители рекомендуют прятать пассивную разделительную аппаратуру от происков шального тока. При выборе пассивных кроссоверов первое, на что стоит обратить внимание, так это на их способность выдерживать пиковые нагрузки, создаваемые усилителем, так как перегрузки они переносят довольно плохо. Чересчур интенсивный сигнал, поступающий от усилителя, может существенно изменять частоту среза пассивных фильтров, то есть на динамики в этом случае приходит необходимая им частота плюс немного соседней, что в случае с мидбасами может и не повлиять на качество звука (если вы не на соревнованиях), а вот пищалки подвергаются существенному риску "сгореть на работе".
В основном пассивные кроссоверы применяются для обработки сигнала твитеров и среднечастотных динамиков. Для низкочастотных динамиков и сабвуферов эти кроссоверы использовать можно, однако в этом случае резко возрастает требование в качеству конденсаторов и катушек индуктивности, что приводит к их удорожанию и увеличению в размерах.
Второй способ разделить сигнал – сделать это не после усилителя, а перед ним. Для этой, несомненно более ответственной, задачи используются активные кроссоверы. Такие устройства представляют собой множество активных фильтров, которыми можно управлять и легко изменять частоту среза любого канала. В большинстве случаев они расположены сразу за проигрывателем, настолько близко, насколько позволяет концепция конкретной инсталляции. По сравнению с пассивными кроссоверами, преимуществ у активных больше, а явный недостаток всего один – стоят они значительно дороже. Первое и основное преимущество активных кроссоверов заключается в возможности настроить их параметры в соответствии с особенностями конкретных динамиков. Кроме настройки частот фильтров, современные активные кроссоверы обладают целой коллекцией дополнительных регулировок, способных должным образом подготовить сигнал перед тем, как он попадет в усилитель. Главное, что следует сказать об активных кроссоверах: они не настолько универсальны, чтобы можно было обойтись без пассивных фильтров, но при выборе между регулируемыми кроссоверами и устройствами с фиксированными настройками в восьми случаях из десяти правильнее предпочесть первые. Это одно из немногих неписаных правил мира car audio.
Теперь о второстепенных недостатках. Их немного. В том случае, если активный кроссовер имеет раздельные выходы для каждой полосы частот, возникает необходимость использовать отдельные усилители для каждой полосы. Учитывая, что средняя стоимость активного кроссовера равна тремстам валютным единицам, а неплохой двухканальный усилитель потянет еще на двести, удовольствие оснастить свою аудиосистему активным делителем частот может существенно увеличить статью расхода. Во-вторых, поскольку активный кроссовер по определению использует активные компоненты, он вносит в систему дополнительный шум, тогда как при использовании пассивного кроссовера этого не происходит. Наличие активного кроссовера в автомобильной аудиосистеме говорит о серьезном подходе к качеству звука. И если раньше считалось, что кроссоверы – привилегия дорогих инсталляций, то сегодня их можно встретить даже в аудиосистемах среднего уровня.

Наука и техника
Пассивные и активные фильтры разделяют на три вида. Первый – высокочастотные ("high pass") кроссоверы, которые пропускают сигналы с частотой выше определенной без изменения, сигналы более низких частот проходят через него с ослаблением. Низкочастотные ("low pass") кроссоверы, наоборот, пропускают низкие частоты и подавляют высокие. Третий тип кроссоверов – полосовой ("band pass"). Это фильтры, пропускающие сигналы в определенном диапазоне частот и ослабляющие сигнал за его пределами. Как правило, бэндпасы используются для среднечастотных динамиков.
Кроме частоты среза, принципиальная характеристика кроссовера – его порядок. Нет, не в смысле того, насколько аккуратно уложены в корпус компоненты фильтра – в этом отношении кроссоверы – зверюшки исключительно чистоплотные. Порядком называют соотношение качества фильтрации и ослабления кроссовером полученного сигнала. Кроссоверы первого и второго порядков обладают фильтрами попроще и, соответственно, склонностью к несанкционированным манипуляциям с сигналом в момент их перегрузки. Места их обитания – головные устройства стоимостью до 200 долларов или недорогие комплекты "разнесенных" динамиков без претензии на принадлежность к серьезному брэнду. Исключений сколько угодно, но общая статистика именно такова. Кроссоверы третьего порядка можно встретить во многих усилителях мощности, где они соседствуют с эквалайзерами и, если повезет, с цифровыми процессорами, разговор о которых еще впереди. Четвертый порядок кроссоверов говорит об их элитности. В большинстве случаев такие кроссоверы вынесены в отдельный корпус. О том, насколько эффективно делитель четвертого порядка "отрезает" лишние частоты, среди установщиков аппаратуры не так давно ходили настоящие легенды. Эти фильтры никогда не "облажаются", поделившись средней частотой с твитером, и не удивят владельца неожиданным сигналом, подаваемым ими на усилитель. У кроссоверов четвертого порядка все строго и четко, как в лучших банках Швейцарии.
Самое важное в настройке кроссовера – это правильный выбор частоты среза. Если мы имеем трехполосный активный кроссовер, то, значит, перед нами стоит задача в определении двух точек деления. Первая точка определяет частоту среза для сабвуфера и начало среднечастотного диапазона для мидвуфера. Вторая точка определяет частоту окончания среднего диапазона и отправную частоту высокочастотного диапазона для твитера. Если ошибиться с этими точками, качества звука не будет никакого, а твитеры, наглотавшись низких частот, сыграют в мусорный ящик. Именно поэтому подбор частотных фильтров куда более ответственный процесс, чем покупка и установка динамиков.

Вид вымирающий и вид появляющийся
В среде аудиофилов в последнее время все устойчивее ходит адаптированный вариант крылатого выражения. "Другие времена, другие децибелы" – говорят вчерашние ревностные сторонники аналоговой аппаратуры, отправляясь покупать проигрыватели MP3 и цифровые процессоры. Кроссоверы, по сути выполняющие лишь часть функций цифровых процессоров, по-прежнему пользуются устойчивым спросом, однако перспективы развития индустрии аналоговых фильтров довольно туманны.
Недавнее общее мнение, что, мол, процессор звукового сигнала просто забавная игрушка, хотя и может иметь некоторое применение, а cюрраунд-процессоры и устройства восстановления баса не более чем "бубнелки" и "свистелки", абсолютно не нужные в должным образом подобранной системе, сегодня полностью забыто. Звуковые процессоры победным маршем шествуют по стране car audio. Действительно, список опций не самого дорогого цифрового устройства бросает в трепет аудиофилов. Помимо цифровых регуляторов уровня сигнала, процессоры обладают рядом эквалайзеров (не параметрических, а цифровых, разумеется), блоками задержки сигнала и блоками маршрутизации, которые наделяют каждый из каналов необходимыми для качественного воспроизведения конкретной мелодии свойствами. Активная цифровая фильтрация присутствует здесь, уже как нечто само собой разумеющееся.
Самый существенный недостаток цифровых фильтров заключается в том, что частенько их процессоры оказываются заваленными работой "по совместительству": выделением определенной частоты, задержкой или даже усилением сигнала. В таких условиях качество фильтрации заметно снижается, поэтому большинство профессиональных систем включает в себя и сигнальный процессор, и аналоговый кроссовер. Первый отвечает за разные эффекты и филигранные настройки звуковой картины, а второй по старинке делает то, что делал всегда, то есть качественно делит поступивший с процессора сигнал и передает его динамикам.
Некоторые профессиональные инсталляторы считают, что лишь высокая стоимость цифровой аудиоаппаратуры замедляет процесс вымирания аналоговых фильтров. Другие полагают, что как бы далеко ни зашел прогресс, в автомобильной аудиосистеме всегда найдется место для такого устройства, как хороший аналоговый кроссовер третьего или четвертого порядка. Оба мнения можно считать верными, не забывая при этом, что существует множество дорог, ведущих к качественному звуку, и кроссовер – необходимый элемент любой из них. А если так, то важно ли, будет в кроссовере процессор или нет? Главное, чтобы он сам был.

6

Между “твитером” и “вуфером”

Акустика – самое важное звено в автомобильной аудиосистеме. Именно от нее зависит качество звука, поэтому, если поджимает бюджет, лучше сэкономить на головном устройстве, где немалая часть стоимости приходится на опции, многие из которых используются, мягко говоря, редко. Динамики в машину надо ставить такие, чтобы вызывали доверие у вас и уважение у всех прочих. У акустических систем функция одна, а примочек почти не бывает – здесь почти все уходит в звук. Сравнительно высокая цена динамиков, правда, не всегда гарантирует высокое качество. Но в любом случае у дорогой акустики исполнение комплектующих будет достойным, а сборка более точной и тщательной.
Одно из самых распространенных заблуждений относительно акустических систем заключается в том, что большинство считает основной характеристикой динамика его мощность, хотя на самом деле главной особенностью этого параметра является лишь то, что он ни о чем не говорит. То есть не говорит, если не указано, по какой методике он измерен, а этого изготовитель, как правило, не сообщает. Мало того, параметр "максимальная мощность" определяет лишь ту мощность, при которой громкоговоритель "выживет", хотя для пользователя важнее, когда он начнет хрипеть, а этого тоже никто не сообщает. Поэтому не стоит считать, что если для динамика "А" указана мощность в пять раз выше, чем для динамика "Б", то и слушать его можно будет "в пять раз громче". Наиболее верный метод классификации громкоговорителей – это их различие по излучаемым частотным диапазонам.
"Твитеры". Высокочастотные динамические головки, именуемые в народе "пищалками", предназначены для воспроизведения частот в диапазоне от 4 до 20 кГц. На практике это самые тонкие звуки – трели соловья или нежный звук музыкальных тарелок. Воспроизведение частот в таком диапазоне обеспечивается высокой частотой колебания звуковой катушки и мембраны динамика. Мембрана "твитера" изготавливается из жестких материалов: алюминия, титана, графита, полиамида и др. "Твитеры" являются динамиками с наиболее направленным характером излучения звуковых волн по сравнению с другими типами акустических систем и в большей степени формируют стереоэффект в звуковой картине.
Среднечастотные динамики (midrange). Для воспроизведения частот в диапазоне 400 Гц-5 кГц используются среднечастотные динамики. Этот диапазон частот полностью воспринимается человеческим слухом и играет важную роль в формировании звуковой картины. Практически любой слушатель легко определяет качество средних частот, поэтому при установке "среднечастотников" надо уделять большое внимание их положению в салоне и направленности на слушателя. Как правило, размер таких динамиков 4, 5 или 6.5 дюйма.

"Вуферы" и "сабвуферы". "Вуферы" воспроизводят звуковые волны в низкочастотном диапазоне от 30 Гц до 1 кГц, то есть самые громкие звуки, например барабаны или бас-гитару. Мембрана "вуферов" изготавливается из специальной толстой бумаги, карбона, полипропилена или кевлара. Наиболее часто "вуферы" выпускаются диаметрами 8, 10, 12 и 15 дюймов. "Сабвуферы" можно рассматривать как отдельный тип низкочастотных динамиков, заключенных в специальный деревянный или пластмассовый короб для воспроизведения частот более низкого диапазона (от 20 Гц до 1 кГц).
Коаксиальная акустика. Состоит из двух динамиков ("твитера" и среднечастотника), смонтированных на общей корзине. Иногда в такую конструкцию встраивается пассивный кроссовер, отделяющий высокие частоты от средних. Преимущество коаксиальной акустики – это простота установки и, в силу близкого расположения динамиков, исключение нежелательных эффектов, связанных с временной задержкой сигнала между "твитером" и среднечастотным динамиком. У некоторых акустических систем "твитер" может быть съемным, и из коаксиальной акустика превращается в компонентную. У вас появляется дополнительная возможность поэкспериментировать с установкой, добиваясь тем самым наиболее качественного звучания. Такие системы стоят дороже обычной коаксиальной акустики, поэтому прежде, чем решиться купить динамики со съемным "твитером", надо подумать о том, будете ли вы заниматься этими экспериментами. Довольно широко распространены также триаксильные акустические системы, совмещающие в одной корзине три динамика, работающих в различных частотных диапазонах.
Штатные музыкальные системы преимущественно состоят из фронтальной акустики – четырех среднечастотных динамиков, установленных в торпедо и передних дверях. Реже автомобили оснащаются еще и двумя тыловыми 5-дюймовыми динамиками, размещенными в задней полке и призванными выполнять функции "вуферов". Этого вполне достаточно для тех водителей, которые не слишком концентрируются на качестве звука, но крайне мало для тех, кому это качество небезразлично. Возникает вопрос о замене штатных динамиков на более "продвинутые". Принято считать, что наиболее распространенным типом альтернативной фронтальной акустики являются коаксиалы размером 5 дюймов. Самые яркие представители данной категории – динамики Eclipse 8253 и Farenheit MX-5250S. Из общей массы тыловых коаксиальных динамиков можно выделить овальные Power Acoustik PSP-6932, Dragster DC 903 и Alpine SPS-6939S размером 6х9 дюймов. Единственный, но существенный минус этих динамиков заключается в их кроссоверах. Существуют модели коаксиалов с полноценными частотными фильтрами, но они крайне редки. В подавляющем большинстве случаев производители ограничиваются лишь конденсатором, "фильтрующим" пищалку, что делает звук не таким чистым, как у компонентных динамиков, снабженных полноценным кроссовером.

Несмотря на большое количество плюсов коаксиальных динамиков, настоящие ценители автомобильного звука и профессионалы car audio отдают предпочтение компонентной акустике. Что касается размеров – тот же пятидюймовый калибр распространен здесь едва ли не шире, чем все остальные форматы, вместе взятые. Принято считать, что именно "пятерки" – это оптимальный компромисс между нашими потребностями и их возможностями. Непризнанные лидеры этой категории – Boss RD -15 и Focal Polyflex 130 HS – идеально отрабатывают средние частоты в "связке" с любыми сабвуферами или безропотно берут на себя долю низов при трехполосном соединении.
Трехполосная акустика всегда стояла в car audio немного особняком, и на ее производство, кстати, решается далеко не каждый – как правило, это узкоспециализированные "акустические" фирмы. "Стандартная" трехполосная конфигурация выглядит так: басовик (низкочастотный динамик) диаметром 6.5 дюйма, среднечастотник – "четверка" из той же серии и купольный твитер традиционной (для данного изготовителя) конструкции и размера мембраны. Наиболее часто встречающееся отступление от "стандарта" – это конструкция среднечастотной головки. До недавних пор среднечастотный динамик был похож только на "вуфер" в миниатюре, но впоследствии появились среднечастотники, больше напоминающие пищалку-переросток.
Акустика, относящаяся к категории Hi-Fi, как и все эксклюзивное в этом мире, существует по собственным законам. Целью подобных систем обычно является не столько достижение высокого качества звучания музыки, сколько удовлетворение чьих-то конкретных претензий к автомобильному звуку. Здесь возможно все, причем многие спорные в гражданском классе нюансы, такие, как целесообразность изготовления подиумов под "пищалки" или отдельный процессорный кроссовер для каждой пары динамиков, становятся необсуждаемой нормой. И то верно – когда лишняя пара тысяч долларов роли не играет, можно позволить себе поставить некоторые излишества. А на качестве это скажется только в лучшую сторону.

7

Силовые структуры

При оценке размера финансовых вложений в автомобильную аудиосистему даже у самого кредитоспособного и неприжимистого автовладельца нет-нет, да и мелькнет мыслишка избавиться от какого-нибудь не особенно важного узла. Допустим, усилителя. Стоит он не меньше проигрывателя, а увеличение мощности от него всего на десять ватт больше, чем от "головы". Не будет ли выгоднее взять магнитолу на пару долларов подороже и обойтись без усилителя?
Как показывает практика, обойтись не получится. Ответ на вопрос, зачем нужны усилители, очевиден для всех, у кого в машине этот прибор есть, и не столь очевиден для тех, кто с гордостью любуется на надпись "4х45 Watt" на видном месте панели своей магнитолы. Выходная мощность магнитолы – это далеко не то же самое, что мощность, выдаваемая усилителем. Говоря объективно, самые разрисованные головные устройства по настоящему способны выдать в нагрузку от 12 до 18 Вт, не больше. Поэтому самый скромный усилитель мощностью, например, 2х25 Вт – это уже вдвое больше, чем может, напрягаясь изо всех сил, выдавить из себя микросхема магнитолы. Добавьте к этому, что работающий с запасом по мощности усилитель имеет несравнимые со "слабосильными" микросхемами "головы" резервы и по нелинейным искажениям, и по динамике, – и одна причина будет ясна. Есть и вторая. Даже самый простой двухканальный усилитель способен выдать в басовый (вуферный) канал добрую сотню ватт. Усилитель головного устройства на это не способен в принципе – мощи не хватит. Хорошего звука в автомобиле без, как минимум, двух каналов усиления в форме отдельного агрегата с отдельным источником питания быть не может. Это одно из основополагающих правил car audio.
Конструкционно усилитель состоит из четырех основных частей: блока питания, блока обработки входного сигнала, драйвера и блока формирования выходного сигнала. Блок питания – это группа электрических цепей, формирующих и регулирующих напряжение для питания различных частей усилителя. Блок обработки входного сигнала сравнивает сигнал, получаемый от предусилителя магнитолы, с выходным сигналом усилителя для его корректировки, а также для того, чтобы удалить искажения, возникающие при усилении. Кроме того, этот блок усиливает входной сигнал до уровня, необходимого для его последующей обработки в других частях усилителя. Драйвер разделяет сигнал на два разнополярных сигнала и усиливает его для последующей передачи в блок обработки выходного сигнала – самый ответственный и дорогостоящий узел, который в основном и определяет класс усилителя. Блок обработки выходного сигнала (чаще называемый выходным каскадом или оконечником), отвечает, как следует из его названия, за сигнал, выдаваемый усилителем на динамики.
Усилители принято различать по количеству выходных сигналов, которых на один аппарат может быть от одного до шести. Одноканальные усилители (иначе – моноблоки) в большинстве своем специально предназначены для работы с сабвуфером. Некоторые из них могут работать и с другими типами динамиков, но, как правило, этим устройствам "на роду написана" сабвуферная сфера применения. Из двухканальных усилителей можно, как из кирпичиков, строить автомобильную силовую систему любой сложности, наращивая ее по мере роста потребностей(или возможностей). Скажем, на первом этапе вы обошлись не самым мощным усилителем для работы с сабвуфером, оставив динамики фронта и тыла на попечении усилителей головного устройства. Если такая конфигурация перестала вас удовлетворять, вы просто докупите более мощный усилитель для работы с "сабом" , а тот, что у вас был, подключите к фронтам. Дальше – больше. Недаром же говорят, что дорога к звуку имеет начало, но не имеет конца. Трехканальные усилители являются большой редкостью, в большинстве случаев встречается двухканальный усилитель с дополнительным басовым каналом повышенной мощности. А вот четырехканальный усилитель является основным элементом большинства аудиосистем. Наиболее распространенный способ его установки – работа на фронтальные и тыловые акустические системы, составленные из четырех динамиков. Логическим продолжением такого подключения стал режим, когда помимо четырех динамиков к одной паре каналов подсоединяется сабвуфер(так называемое mixed mono). Пяти-шестиканальные усилители были предназначены для того, чтобы одним "точечным ударом" сразу решить проблему озвучивания салона, подключив к усилителю динамики фронта, тыла и сабвуфер. Для работы в таком режиме пригодны почти все многоканальники. Однако в последнее время все более распространенной становится практика применения их в многополосных активных системах, когда каждой частотной полосе динамика соответствует свой усилитель. Сегодня многоканальных усилителей, ориентированных именно на такие цели, становится все больше. В большинстве случаев у шестиканальных усилителей (и всегда – у пятиканальных)один или два канала по своим характеристикам отличаются от прочих четырех. Именно по характеристикам, а не только по мощности – у них, хотя и незначительно, могут различаться показатели переходного затухания, относительный уровень шумов и нелинейные искажения.

Для того чтобы правильно настроить усилитель, необходимо произвести следующие действия:
1. Скрутить на усилителе регулятор усиления (gain) на минимум (минимальное усиление).
2. Поднять громкость на головном устройстве до максимального уровня, на котором еще не начались искажения.
3. На усилителе медленно поднять регулятор усиления до уровня, предшествующего искажениям (максимально"чистое"усиление).
4. Убавить громкость на головном устройстве до желаемого.
В результате получаем максимальный уровень звукового давления (SPL), который может выдать звуковая система.

У дорогих многоканальных аппаратов Hi-End класса, например Da Vinchi или Sinfoni, встречается не только большее количество выходов (7 или даже 8 каналов), но и предусмотрена возможность подключения фирменных внешних устройств, например, индикаторов режимов работы и напряжения или принудительного воздушного охлаждения с электронным управлением. В развитых системах, а также в тех случаях, когда усилитель работает в сложном режиме (например с малой нагрузкой), эти дополнения принесут несомненную пользу.

В зависимости от своей эффективности и уровня искажения выходного сигнала усилители разделяются по следующим классам.
Класс "А".
Усилители этого класса обладают низкой эффективностью, но дают очень "чистый" сигнал. Большинство усилителей класса "А" имеют КПД равный 20-30%, то есть при потреблении 100 Вт от аккумулятора автомобиля он выдает сигнал на динамики мощностью всего в 20-30 Вт. Остальная мощность теряется в электрической цепи усилителя, превращаясь в тепло. Качественные усилители "А"- класса редко применяются в автомобильных аудиосистемах, так как они обладают малой мощностью при очень высоких ценах. Ламповые усилители класса "А" можно встретить лишь в очень дорогих аудиосистемах уровня Hi-End.
Класс "В".
Эффективность усилителя этого класса поч ти в два раза выше эффективности усилителя класса "А". Однако искажения в выходном сигнале очень высоки, что делает этот класс усилителей неприемлемым для car audio.
Класс "С".
Усилители этого класса имеют КПД равный почти 75%, что определяет их высокую эффективность, но с увеличением КПД резко увеличиваются искажения. Эти усилители не подходят для усиления звука в Hi-Fi аудиосистемах.
Класс "АВ".
Большинство Hi-Fi усилителей принадлежат именно этому промежуточному классу. Они вобрали в себя возможности усилителей класса "А" – относительно "чистый сигнал" при относительно неплохой эффективности (немного ниже, чем в классе "В").
Класс "D".
Это самый современный класс усилителей, в которых применяется цифровая обработка сигнала. Усилители "D"- класса очень компактные, что дало им существенное преимущество на рынке автомобильных аудиосистем. В настоящее время цифровые автомобильные усилители встречаются гораздо реже, чем популярные аналоговые усилители класса "АВ".
Качество усилителя, в первую очередь, зависит от процента искажений, которые появляются в усиленном сигнале при определенном уровне мощности. Если усилитель мощностью 2х100 Вт имеет процент искажений равный 0.01 при уровне мощности в 100 Вт, то это качественный усилитель, который даст чистый звук практически при полной мощности. Если же этот усилитель имеет процентискажений равный 10.0 при мощности в 100 Вт, то чистый звук мы услышим лишь до 50 Вт. При увеличении мощности с 50 Вт до 100 Вт искажения будут очень высокими. Мощность такого усилителя реально можно оценить как 2х50 Вт, а не как 2х100 Вт. Так что, зная процент искажений усилителя, необходимо еще знать, какому именно уровню мощности этот процент соответствует.

При выборе усилителя необходимо иметь в виду, что средний по мощности, но качественный усилитель гораздо предпочтительнее, чем дешевый и более мощный. Дело в том, что соотношение сигнал/шум – показатель относительный, то при одном и том же значении этого параметра более мощный усилитель будет шуметь громче, чем маломощный. Это вполне объективная причина не выбирать аппараты с чрезмерным запасом мощности, если вы эту самую мощность не сможете использовать хотя бы на одну треть. К тому же существует мнение, что серьезные усилители хуже звучат при скромных мощностях, подаваемых на них головными устройствами. Не менее важный параметр оценки усилителя – степень защиты. Хороший усилитель должен иметь "полный букет" защиты: от перегрузки по току и короткого замыкания в нагрузке, от перегрева и от постоянного напряжения на выходе, а также защиту бортовой сети от чрезмерного тока.
При подключении усилителя нагрузка на систему электропитания автомобиля серьезно возрастает. Поэтому нужно или аппарат подбирать с умеренными аппетитами (об этом многое скажет номинал предохранителей), или менять бортовые источники питания на более мощные. Подготовив автомобиль, можно начинать подыскивать усилитель по своему вкусу и кошельку.
С точки зрения маркетинга стоимость хорошего усилителя составляет в среднем по 100 "американских рублей" за канал, а что касается вкуса, то профессионалам caraudio хорошо известно, что хороший усилитель – штука более редкая, чем хороший автомобиль. Почему так – никто не знает. Вероятно, потому, что потребительские качества автомобиля может оценить практически всякий, а в усилителях и звуке всегда присутствует некоторый элемент алхимии.
Материал подготовлен при содействии фирмы "АВТОАУДИОМАСТЕР" (Санкт-Петербург).
Благодарим журнал "Автозвук" за предоставленную информацию.

8

Аудиоподготовка

Производители не всегда оснащают штатным проигрывателем сходящие со стапелей автомобили. Иногда в машине просто делают "разводку" проводов, к которым будущий владелец сам установит более подходящую ему аудиосистему.
Эта процедура, называющаяся "аудиоподготовка", предназначена для тех, кому небезразлично, как звучит музыка в салоне их автомобиля. Для таких людей, а также для всех, кто просто интересуется вопросами автомобильного звука, мы открываем новую рубрику, в которой будем рассказывать обо всем, что составляет этот многогранный мир, имя которому car audio.

Так уж мы все устроены, что почти всегда предпочитаем эксклюзивное и индивидуальное всему штатному, массовому и серийному. И слава Богу. Большинство штатных комплектов звучат довольно посредственно, хотя бывают приятные исключения. По-настоящему же качественный автозвук всегда требует индивидуального подхода, тщательности, внимания к мелочам, что, конечно, невозможно при конвейерной технологии сборки автомобилей.
Акустическое пространство салона автомобиля вряд ли можно назвать благоприятным для верного воспроизведения музыкальных записей. Звуковые волны, излучаемые динамиками, отражаются от стекол самым причудливым образом, сами динамики часто приходится устанавливать не там, где они будут звучать лучше всего, а там, где для них есть место, или там, где они не мешают и прилично смотрятся. Автомобильная система питания создает множество электрических наводок и шумов, которые норовят пролезть в тракт сигнала и во весь голос заявить о своем существовании. Плюс шум мотора и внешние шумы, плюс постоянные перепады температур, особенно в нашем суровом климате, плюс постоянные вибрации, плюс, наконец, необходимость каких-то мер защиты от уличных меломанов. Поэтому добиться качественного звучания в автомобиле гораздо сложнее, чем у себя дома, в гостиной, но все эти препятствия превращают создание классной автомобильной аудиосистемы в своего рода увлечение и даже спорт. В России всего за последние 3-4 года автомобильное аудио стремительно превратилось из любительского увлечения в настоящий профессиональный бизнес. Изобретательность и мастерство вкупе с дорогими материалами и компонентами позволяют создавать системы, способные удивлять и даже вызывать восхищение. При этом даже самая изощренная аудиосистема должна быть надежной, простой в управлении и безопасной: при источнике питания 12 вольт и мощных усилителях ток в десятки ампер – нормальное явление.

Что такое "качественный звук", многие автомобилисты представляют себе не так, как домашние аудиолюбители. Подавляющее большинство автомобильных аудиосистем звучит довольно агрессивно и, в первую очередь, рассчитано на воспроизведение ритмичной, неакадемической музыки. Оно и понятно – обстановка на дорогах вряд ли способствует глубокому погружению в эмоциональные лабиринты классических произведений. Но, так или иначе, тот, кто проводит за рулем довольно много времени, слушая музыку, хорошо отличает качественный звук от некачественного. Труднее проанализировать и определить, почему в салоне одной машины музыка звучит живо, динамично, объемно, а в другой тускло и неинтересно. Два главных, решающих фактора – это правильный выбор компонентов и грамотная установка с учетом особенностей автомобиля.
Основной компонент автомобильной аудиосистемы – головное устройство, или проигрыватель – обладает двумя основными характеристиками. Первая – это формат носителей, с которых проигрыватель "читает" музыку. Царивший на протяжении десятилетий аналоговый формат (обычные аудиокассеты) в двадцать первом веке активно теснят цифровые форматы СD (компакт-диски) и MD (магнитооптика). С недавнего времени цифровые форматы получили перспективное пополнение – прогрессивно развивающийся формат МP3. Вторая принципиальная характеристика – выходная мощность, которую способен выдавать проигрыватель. Среднее значение мощности для современных головных устройств – 25-35 Ватт, выдаваемое по четырем каналам. Мощность в 50 Ватт – это очень хорошо, а больше 55 – это уже hi-end. Как правило, цена проигрывателя во многом зависит от его мощности. Следующий по важности компонент – динамики, или, как говорят знатоки car audio, акустические системы, основное требование к которым – максимальное сочетание с головным устройством. При этом вовсе необязательно, чтобы головное устройство и динамики были от одной фирмы-производителя. Главное, чтобы они подходили друг к другу по мощности. Если подключить к 20-ваттной магнитоле 150-ваттные динамики, возникнут неприятные нелинейные искажения звука. И наоборот, слишком мощное головное устройство может просто сжечь слабые динамики. Акустические системы подразделяются на высокочастотные, средне- и низкочастотные. Высокочастотные динамики (твитеры, или "пищалки") размером чуть больше диаметра шарика для настольного тенниса отвечают за воспроизведение тонких подробностей звука – например, звук музыкальных тарелок или звучание флейты. Среднечастотными динамиками, которые "играют" самый рабочий звуковой диапазон, обычно комплектуют штатные аудиосистемы автомобилей мидл-класса, а низкочастотные динамики или вуферы "басят", делая звук более сочным и глубоким. С акустической точки зрения динамики правильнее было бы установить в "торпедо", но поскольку там для них не хватает места, конусные низко- и среднечастотные головки чаще всего устанавливают в дверях, где предусмотрены штатные места. "Пищалки" могут располагаться над приборной панелью, у боковых стоек. Для начального варианта будет вполне достаточно двухполосных динамиков, то есть состоящих из ВЧ и НЧ/СЧ головок, воспроизводящих свои полосы частот.

С развитием цифровых форматов все более популярным становится CD-чейнджер, то есть накопительное устройство для нескольких десятков компакт-дисков, которые меняются нажатием кнопки. Можно, не отвлекаясь от дороги, выбрать любой диск или задать любую программу воспроизведения. Чейнджер тоже обычно ставят в багажник и подключают к головному устройству специальной шиной. Лучше, если головное устройство и чейнджер будут одной фирмы, тогда их проще подключить друг к другу. Недостаток чейнджеров в том, что диски придется вынимать, если захочется послушать их дома, и в том, что на сильном морозе многие чейнджеры попросту замерзают.
Самая простая система включает в себя проигрыватель и несколько динамиков, но чем более "продвинута" аудиосистема, тем больше компонентов входит в ее состав. Первый признак "серьезности" системы – наличие усилителя мощности. Плоский металлический прямоугольник с ребрами радиатора располагается в багажнике (при грамотной установке не уменьшая его рабочий объем), не только усиливая мощность, что следует из его названия, но и "вытягивая" сигнал, то есть улучшая его качество за счет отсекающего лишние частоты кроссовера. Кстати, гораздо чаще кроссовер можно встретить в качестве дополнительного элемента акустической системы как разделительный фильтр, направляющий высокие частоты к "пищалкам", а низкие и средние к динамикам в дверях.
Еще один элемент полноценной автомобильной аудиосистемы – специальный динамик большого диаметра, предназначенный исключительно для воспроизведения низких частот, или сабвуфер. Сабвуфер обычно располагается в багажнике, за задним сиденьем или под одним из передних сидений, причем его местоположение не влияет на пространственную звуковую картину, поскольку низкие частоты не локализуются слухом и ощущаются скорее как перепады давления и вибрации.
Основное отличие систем класса Hi-Fi (high-fidelity) от бюджетных – стремление последних к универсальности. Производители массовой техники, в первую очередь, нацелены на эффективные маркетинговые решения: понизить себестоимость за счет более дешевых материалов и комплектации, соединить в одном устройстве функции, как минимум, трех устройств. Аудиофилы считают, что подобная деятельность, как правило, осуществляется за счет качества звука. Но нельзя отрицать, что результатом такой политики стали доступные широкому потребителю неплохие аудиосистемы Pioneer, Kenwood, Alpine, Clarion, Sony стоимостью до 1000 долларов.
Автомобильное аудио, конечно, недешевое удовольствие. Но результат часто превосходит все ожидания, и музыка, которая сама по себе движение, удивительным образом складывается с перемещением в пространстве, давая в сумме некое музыкальное путешествие с акселератором вместо дирижерской палочки. Главное – следить за темпом и правильно вести мелодию.

9

Слитно или раздельно?

После принятия принципиального решения об апгрейде штатной автомобильной музыкальной системы сразу же возникает масса вопросов. Один из самых важных – какую выбрать акустику: компонентную или коаксиальную?
Пару слов о терминологии – как говорится, для тех, кто только сейчас переключился на нашу волну. Компонентная акустика, как следует из ее названия, состоит из компонентов – магнитных головок (чаще называемых динамиками или акустическими системами) разного диаметра. Как правило, в комплект входят три динамика, каждый из которых воспроизводит свой диапазон частот – высокие, низкие и средние. Низкочастотные динамики (басы) традиционно и по велению логики имеют самый большой диаметр, доходящий до 16 дюймов. Среднечастотные (или мид-басы), соответственно, обладают меньшими габаритами – нормальный размер для среднестатистического среднечастотника составляет 8-9 дюймов. Высокочастотные динамики, которые называют на европейский манер твитерами или ласково пищалками, с виду совсем малыши, едва дотягивающие ростом до одного дюйма.
Коаксиальные динамики (от лат. "со" совместно и "axis" ось) представляют собой несколько соосных магнитных головок, то есть на одном подвесе динамика установлены два или даже три излучателя, "играющих" всю музыку практически из одной точки. В отличие от компонентных динамиков, коаксиалы часто имеют овальную форму (за что на профессиональном жаргоне зовутся овалами), и их габариты определяются не диаметром, а размерами сторон, например 6х9.
"Муки" профессиональных установщиков при выборе той или иной акустики сравнимы с терзаниями Буриданова осла: у каждой из конфигураций есть достоинства, от которых не так уж легко отказаться. Известно, что помимо компоновочной простоты, коаксиальные громкоговорители сулят и определенные выгоды в акустическом смысле. Ведь коаксиалы – это максимальное приближение к теоретически оптимальной модели излучателя звука. Другими словами, если бы теория стопроцентно соответствовала практике, то все динамики были бы коаксиальными.
В то же время что называется "в быту", компонентная акустика применяется гораздо шире, инсталляторы предпочитают устанавливать динамики в разные места, чтобы иметь возможность бороться с недостатками шумоизоляции салона и настраивать звуковую сцену, просто перенося динамик на пару сантиметров вправо-влево от штатного места. Каждый тип динамиков заслуживает отдельного разговора: и коаксиалам, и компонентным акустическим системам посвящены десятки рефератов, книг и научных докладов. Мы не будем брать на себя право судить, какому же варианту стоит отдавать предпочтение, а лишь расскажем о том, что представляют собой современные акустические системы обоих типов.

В любом месте веселее вместе
Сколько бы ни говорили профессионалы car audio о том, что звук в автомобиле должен быть впереди слушателя, а не сзади, любители врезать динамики в заднюю полку по-прежнему будут в огромных количествах находиться во всех странах, включая далекие африканские. Только часть из этих любителей поступает так, потому что не знает, как можно иначе. Другая же часть заявляет: "А мне так нравится!" И ответить на это нечего. Постановлений правительства на этот счет пока не было, так что каждый поступает как хочет.
Опытные инсталляторы в один голос утверждают, что теория, по которой один коаксиальный динамик лучше воспроизводит сигнал, чем несколько компонентных, на практике не работает. Причин тому несколько, но главная – это то, что в коаксиальных динамиках у низкочастотных и высокочастотных головок совмещены только оси, а не центры излучения. Головка, излучающая высокие частоты, всегда находится впереди низкочастотника. Это убивает всю идею точечного источника звука. Практически насмерть.
Осложняет эту и без того прискорбную картину то, что висящая над диффузором "пищалка" затеняет часть диффузора таким образом, что он буквально излучает ей в "спину". Волны отражаются, умножаются, складываются с основными, и то, что вылетит потом из этого закутка, будет весьма мало напоминать то слитное излучение, которое обещает теория. В коаксиалах получше (а значит, и на порядок дороже) – с этим борются, наклеивая звукопоглощающие кольца на центральную часть диффузора, но это – полумеры, органический недуг коаксиала все равно не вылечить.
И тем не менее, финансовая политика диктует свои правила – коаксиальные динамики пользуются не меньшим, а нередко и большим спросом, чем компонентные. Как правило, приверженцы "полочных" вариантов относятся к тем автовладельцам, которые не планируют масштабных работ по озвучиванию своего транспорта. Они заменили штатную "радиоточку" в машине на пристойное головное устройство и хотят теперь увенчать цепь усиления сигнала акустикой, которая будет в состоянии реализовать возможности современных "голов" без особых дополнительных затрат и без капитального вмешательства в архитектуру салона. Для такой группы пользователей коаксиальные динамики, безусловно, наилучшее решение. Большой диаметр мидбаса позволяет рассчитывать на достаточную (в пределах отведенной мощности) отдачу на средних частотах без подмоги со стороны сабвуфера, двухполосная структура динамика – залог продления его рабочего диапазона до самых верхних частот, а "унитарная" конструкция излучателя максимально упрощает работы по установке.
Наилучшим вариантом для полочного варианта по праву считаются коаксиальные "шестерки", то есть динамики диаметром шесть дюймов (около 15 сантиметров), которые прямо-таки рождены для установки сзади, а процедура их инсталляции своими силами, при наличии необходимого инструмента, займет полчаса. Бывают случаи, когда миниатюрным коаксиалам просто нет альтернативы. Причем речь далеко не всегда идет о маленьких машинах и "супербюджетных" установках. Отнюдь. Например, штатные места некоторых моделей Audi, автомобилей немаленьких и не очень дешевых, примут только 4 дюйма. И если владелец не желает по той или иной причине вторгаться в оформление интерьера, выбора у него просто нет.
Популярность коаксиальной акустики, кстати, заставляет производителей вступать в "борьбу за качество", и поэтому технический уровень современных коаксиалов весьма высок. Наряду с простыми и недорогими моделями среди таких динамиков есть довольно много породистых высокотехнологичных изделий, использующих те же разработки, что и их компонентные родичи. Кевларовые диффузоры, титановые купола "пищалок" – все это теперь не редкость и в коаксиальных "тарелках". Поэтому при правильной установке можно рассчитывать на весьма достойное звучание при минимальных хлопотах.

Ты и я – одна компания
Первое, что видит новый хозяин комплекта компонентной акустики, – довольно крупных размеров коробка. А вот то, что в ней находится, наоборот, довольно миниатюрно. Но многочисленно. Миниатюрно, потому что основу "разнесенной" акустики, как правило, составляет мидбасовый динамик диаметром никак не больше 6,5 дюймов (чуть меньше 17 сантиметров). Многочисленно, потому что акустика – компонентная, и к мидбасу полагается и "пищалка", и кроссовер, и куча (большая или поменьше, как у кого) установочных приспособлений. Впрочем, конструктор из трех динамиков и пары кроссоверов к ним – комплект скорее экзотический (бывают, правда, и четырехкомпонентные, но это уже высшая, спортивная, лига), чем традиционный. Чаще всего встречается сборная из двух динамиков: среднечастотника и "пищалки".
В последнее время наиболее популярна 5-дюймовая "разнесенка". Это неудивительно. С одной стороны, 5-дюймовые компонентники – естественный и часто единственно возможный компромисс в деле установки породистой акустики с минимальными переделками интерьера. Но это еще не все. Часто даже там, где есть возможность поставить акустику большего калибра, специалисты отдают предпочтение "пятеркам", которые при правильном выборе обладают большим потенциалом по части формирования фронтальной звуковой сцены.
Интересно, что именно 5-дюймовая акустика обладает набором характеристик, заметно отличающихся от аналогичных показателей "младших" 4-х и "старших" 6,5-дюймовых братьев и сестер. Причем "пищалки", понятное дело, практически всегда такие же, как у "старших", кроссоверы – тоже, правда, у наиболее чистокровных (читай – фирменных) 5-дюймовых комплектов они индивидуально оптимизированы именно под используемые головки. Особняком "пятерки" часто стоят из-за того, что с целью унификации в них использована магнитная система, а часто и весь привод от головок большего калибра из той же фирменной линейки.
Но хотя самыми ходовыми "разнесенками" во все времена были и остаются "пятидюймовки", шестидюймовая акустика тоже отвоевала себе место под солнцем, или, точнее, под крышей салона автомобиля. В принципе-то, это можно только приветствовать, поскольку достоинства данного калибра, несомненно, перевешивают недостатки. Правда, во многих автомобилях "шестидюймовки" попросту некуда ставить, кроме, конечно, задней полки, но это – крайний случай, так сказать, коаксиального назначения. Правда, в большинство европейских "народных" авто идут как раз шесть дюймов с половиной, но в "американцах" и в большинстве "японцев" предусмотрены места под размер шесть дюймов (155 мм, округленно). Так что понятно: эти динамики тоже встречаются, хотя и гораздо реже.

Момент истины
Как известно, задача динамиков (не без помощи, разумеется, всего, что им предшествует, – усилителей, источников сигнала и прочего) – донести частотные составляющие звука до ушей слушателя в виде колебаний воздуха. Донести бережно, сохранив все, что было в записи, но без дурацкой самодеятельности, то есть не привнося в сигнал того, чего там не было. Казалось бы, чего проще. Однако уже больше ста лет люди бьются над тем, чтобы получить действительно качественный сигнал, и окончания этой борьбы до сих пор не предвидится. Остается одно – ждать, когда наконец современные алхимики отыщут секрет золота car audio, заключающийся в способе идеального воспроизведения записанного звукового сигнала. Каким будет этот способ – пока неизвестно, поэтому напоследок сожмем в коротком предложении теорию, по которой устанавливаются динамики сегодня. Профессионалы советуют: если есть деньги на полноценную стереосистему – надо ставить компонентную акустику, если бюджет поджимает, лучше выбрать коаксиальную. Но все равно никто никогда не скажет объективно, какие динамики лучше.

10

Ты САМ читал это все?

11

Избыток информации тоже вреден, я допустим не хочу читать стока инфы...

12

Avrora написал(а):

Ты САМ читал это все?

Конечнго читал....

Imseor написал(а):

Избыток информации тоже вреден, я допустим не хочу читать стока инфы...

незнаю.. мне так пофигу.если мне интересно то я все прочитаю хоть ты тресни, а если нет, то конечно нафиг стока инфы мне читать еслои мне не интересно...

13

Мне было бы интересно, еслиб это все было написано кратко... а не целые статьи...

14

И еще инетересно читать про то что знаешь, видел!!!

15

Я я предлагаю выкладывать постепенно! например одну статью в день

16

NEON написал(а):

Что такое кроссоверы??  И с чем его едят???

всегда думала, что кроссовер (паркетник) это только автомобиль-внедорожник... оказываецца, это еще и разделительные частотные фильтры... гы, теперь буду знать... :)

17

Go-Go написал(а):

что кроссовер (паркетник) это только автомобиль-внедорожник... оказываецца, это еще и разделительные частотные фильтры... гы, теперь буду знать...

А еще это направление в музыки......

18

Неон... вопрос к тебе.. или тем кто разбераеться в автозвуке.. По каким параметрам стоит выбирать колонки и магнитоллу в машину?
И пользуешься ли ты ДВД?

19

Кроссовер это и есть паркетник!

20

arseniikz написал(а):

Неон... вопрос к тебе.. или тем кто разбераеться в автозвуке.. По каким параметрам стоит выбирать колонки и магнитоллу в машину?
И пользуешься ли ты ДВД?

Я пользуюсь ДВД. Во-первых на ДВД влазиет больше, песен чем на mp3. (Сам записывал на диск и получилось 800). Во-вторых качество отличное. В-третьих меньше отвлекаешься к магнитоле, а все время следишь за дорогой. Так что ДВД мой выбор..

Теперь по поводу установки и подборки...

По фирмам сказать ничего пределеного не могу, это зависит только от наличая денег, и желания слушать хорошую музыку.Ну самые хорошие фирмы на мой взгляд Alpine, JVC, PIONEER.

Мое мнение в перед надо ставить раснесенные колонки, при чем желательно иметь 3 полосы, но это значительно дороже. Можно обойтись и двух полосными но лучше всего разнесенными, то есть пищалки отдельно на стойки ветрового стекла, или торпеду, а низкочастотники в двери, на подиумы, и все это работает через кросоверы (частотные разделители). Почему ставит в двери? Потому что в торпеду или специальные ящики под сидения могут влезть динамики только не большого размера которые не смогут воспроизводить звук с достаточной мощностью. У меня лично стоят колонки 13.5" в дверях на самодельных подиумах.

Провода. Штатные провода я бы не советовал использовать, слишком тонкие. Если предпологаеться большая мощьность  звука, тогда необходимо использовать специальные акустические провода из безкислородной меди, сечение желатьльно не менее 1-2 мм.

Задние колонки. Необходимость их установки только тогда когда предпологаеться частое наличие на заднем сидении пассажиров. Если же в основном присутствует максимум 2 пассажира на преднем сидении то можно обойтись и без них.

Усилитель. Необходим если есть желание слушать музыку достаточно громко и в хорошем качестве, и если стоит хорошая акустика. Никакая магнитола не сравниться по качеству звучания на высокой громкости с усилителем, просто в среднем магнитолы выдают от 10 до 25 ватт на канал, это реальных ватт а не тех что написаны на предней панели магнитоллы. А усилители от 40 и выше.

Сабвуфер. Обеспечивает высокое звуковое давление + насыщенные низы. Используеться только с усилителем, по скольку его мощность начинаеться от 100 ватт.

Вообще класическая схема установки.
В перед двух-трех полосная система, в багажник сабвуфер, и все это дело подключаеться к усилителю, ну или к двум. На зад колонки ставятся только если необходимо подзвучить сцену с зади.

21

Антошка написал(а):

Кроссовер это и есть паркетник!

ну, дык, я так и написала...

22

молодчинка

23

А я вот еще сабвуфер купил.... Вот он

12" (30 см) пассивная сабвуферная система типа «труба», номинальная мощность: 125 Вт, максимальная мощность: 500 Вт, чувствительность: 94 дБ, частотный диапазон: 38 Гц-500Гц, сопротивление: 4 Ом, размеры: 335 х 660 мм

Модельный ряд - 2003 года
Название - CS-1200T
Тип устройства - Пассивные в корпусе
Производитель - JBL
Модельный год - 2003
Линейка - CS
Габариты (ВхШхГ), мм: 335 х 660

24

Круто!

25

Да нормально Сэм у тебя КАЧАЕТ   :dance:
Только меньше надо доверять специалистам,
они слишком умные и частенько ошибаются.

26

Admin написал(а):

Только меньше надо доверять специалистам,

Специалисты херовы, у меня чуть не сгорел усилок, из за них....все время водой ручьем лил