Минувшие выходные в столице прошли под знаменем уличных гонщиков: в ночь 12 на 13 мая на Тушинском аэродроме состоялось официальное открытие первой легальной трассы для дрэг-рэйсинга в Москве. "Заряженные" машины, киловатты света и звука, роскошный салют и толпы зрителей - это было запоминающееся действо в стиле Night Racing!
Для начала - немного истории. Движение под названием дрэг-рэйсинг зародилось в США в середине прошлого века. Еще в довоенный период американская молодежь начала своими руками модернизировать существовавшие на тот момент машины и мотоциклы с целью развить на них максимально возможную скорость. Руки у ребят росли из нужного места, а посему из года в год тачки становились все мощнее и мощнее, а заезды зрелищнее. Водители соревновались на отрезке дороги длиной в 402 или 804 метра, что равняется ¼ и ½ мили соответственно. Подобная дистанция была оптимальной, так машины успевали разогнаться, а зрители могли наблюдать и старт, и финиш. Машины, участвовавшие в подобных заездах, получили название "хот-роды" и обосновались сначала в калифорнийской пустыне Мохава, а во время второй мировой войны и вовсе перебрались на улицы Лос-Анджелеса. Подобное развитие событий совсем не устраивало местных жителей, которые не испытывали восторга от звуков рокочущих моторов под своими окнами и весьма недоброжелательно относились к уличным гонщикам. Выход из столь неприятной ситуации сумел найти человек по имени Вэлли Парк, который при содействии властей сначала организовал строительство специальной трассы для гонок в городе Голета, а впоследствии и вовсе сделал дрэг-рэйсинг официальным видом автомотоспорта - зрелищным и необычайно популярным. Сегодня в США существует официальная ассоциация хот-родеров, которая проводит многочисленные соревнования по данному виду спорта; здесь же проводится чемпионат мира по дрэг-рэйсингу, состоящий из двадцати четырех этапов. Число гонщиков по всему миру растет от года к году, и лишь в одной Америке их насчитывается более 5 миллионов человек.
Пристального внимания заслуживает и европейская история развития дрэг-рэйсинга. Хотя американцы и претендуют на статус создателей данного вида спорта, в Англии первые гонки на 440 ярдов состоялись еще в тридцатых годах двадцатого века. Соревнования на тот момент проводились на закрытой частной дороге, так что никакого противодействия со стороны жителей близлежащих районов гонщики не встречали. Остановила развитие дрэг-рэйсинга война: угроза оказаться под властью фашистской Германии была настолько реальной, что люди предпочли забыть про машины на неопределенное время и сосредоточить все свои силы на борьбе с гитлеровскими войсками. Однако война в определенной мере стимулировала последующее развитие дрэг-рэйсинга в Англии: в период с 1939 по 1945 год в стране было построено множество военных аэродромов, которые после подписания капитуляции Германии оказались никому не нужными. За исключением гонщиков, конечно: для них взлетно-посадочные полосы стали идеальным местом для проведения состязаний.
Однако по-настоящему Европу охватила лихорадка дрэг-рэйсинга лишь в шестидесятых годах: на базе американских хот-родов строятся первые европейские дрэгстеры, учреждается Британская федерация дрэг-рейсинга и любителей хот-родов, строятся первые европейские машины для дрэга, организовываются бесконечные соревнования. В 1966 году в Англии появляется первый специализированный дрэг-стрип, расположенный на месте бывшей базы бомбардировщиков в Санта Под, и в этом же году здесь проводится первый официальный чемпионат по дрэг-рэйсингу.
Европейская автомобильная промышленность не стояла на месте и из года в год совершенствовала конструкции и технические характеристики автомобилей. На трассе в Санта Под можно было встретить дрэгстеры с шильдиками Volvo и Fiat, а также творения небольших британских контор; в соревнованиях принимали участие гонщики со всей Европы. В 1971 году на машине с названием "Вторая революция" был поставлен рекорд: скорость машины на выходе, то есть во время пересечения финишной линии, достигла 200 м/ч. На тот момент время прохождения дистанции в 402 метра у самых мощных машин приближалось к семи секундам, однако уже в 1972 году Денису Придлу удается улучшить этот результат. Кроме того, он привозит в Европу первый переднеприводной дрэгстер - фанникар.
Но скорости продолжают расти, и вскоре американский пилот Алан Херидж проходит "квотер" (упрощенное название для отрезка в 402 метра) за 5 секунд, а его скорость на выходе составляет 300 м/ч.
В 1982 году во французском городе Ле Манн, в котором проходит легендарная 24-часовая автогонка, проходит международный фестиваль дрэгстеров и хот-родов, что могло означать лишь одно - дрэг-рэйсинг покорил Европу!
В России дрэг-рэйсинг появился относительно недавно и сразу собрал огромное количество поклонников. Воистину, какой русский не любит быстрой езды?! Однако если в Америке и Европе власти с пониманием относятся к нуждам гонщиков и в состоянии построить для них специальные трассы для дрэга, да и просто легализовать данное занятие, то в России с этим куда сложнее. Отсутствие оборудованного места, где можно было бы беспрепятственно устраивать заезды, выводило гонщиков на ночные улицы городов; здесь же их поджидали сотрудники ГИБДД, которые скоростные увлечения стритрейсеров не разделяли. В итоге осенью прошлого года, когда мирно собравшихся на одной из тихих московских улочек ребят погнали работники ДПС, у гонщиков сдали нервы. В эту же ночь водители устроили показательную акцию протеста: огромной колонной машин перекрывались центральные улицы города (Ленинский проспект, ТТК, Волгоградский проспект, Садовое кольцо) и по ним устраивались заезды. После подобного коллапса высшие милицейские чины, кажется, осознали: решить проблему можно, лишь создав специальную трассу для дрэг-рэйсинга. Наиболее подходящим местом для этой цели стал московский аэродром в Тушине, который без толку простаивал с момента запрета воздушных полетов над столицей. При поддержке мэра Москвы Ю. М. Лужкова, федерации автомобильного спорта и ведущих гоночных клубов города на огромной территории были возведены трибуны для зрителей и создано все необходимые условия для проведения легальных автомобильных гонок на 402 метра. Открытие этой трассы и состоялось на прошлой неделе в ночь с субботы на воскресенье.
Проезжая по Волоколамскому шоссе и наблюдая в крайнем правом ряду колонну из "эвиков", "суби", "911-х" и затесавшегося к ним белого лимузина Bentley Arnage, я понял: ночь сегодня будет жаркой. На территорию аэродрома было организовано два платных въезда: для участников, с которых брали 500 рублей, и для зрителей - 200 рублей за право посмотреть гонку и еще 200 - за возможность оставить свою машину на специально оборудованной стоянке. Попав внутрь, сразу обращаешь внимание на размах мероприятия: в центре огромного поля словно оазис в пустыне располагаются трасса и шатры, откуда звучит музыка и виден свет многочисленных прожекторов. Вдоль дрэгстрипа расположены стоячие трибуны для зрителей, откуда открывается вид на всю трассу целиком.
Приятно поражает организация: несмотря на первый опыт проведения столь масштабного и массового мероприятия, все проходит четко и ровно - заезды стартуют вовремя, шашлыки жарят вкусно и быстро, а туалеты расставлены в стратегически важных местах. Нет никакой сумятицы и переполоха, что создает отличный настрой и вселяет оптимизм по поводу предстоящей гонки.
Начало заездов изначально запланировано на 23.00 и примерно в это же время на старт выходят первые участники. Прежде всего - квалификация, в которой пилоты соревнуются с секундомером. Время, за которое машина проходит дистанцию, измеряется с помощью телеметрии, выдающей предельно точный результат пилота. Обладатели лучшего времени в каждом классе становятся участниками основной части соревнований, каждый в своем классе. Кстати, про классы… Согласитесь, глупо и несправедливо было бы выставлять стоковую BMW 318 против заряженного Porsche 911 Carrera, а посему в дрэг-рэйсинге все автомобили подразделяются на четыре категории: A, B, C и F.
Класс A (к примеру, ВАЗ 2108, Honda Civiс SI 1.6): • Атмосферные автомобили с объемом двигателя до 1900 куб см (гражданская комплектация кузова и салона). Класс B (к примеру, Audi S3 1.8T, BMW M3 320, Skoda Octavia RS 1.8T): • Атмосферные автомобили с объемом двигателя до 1900 куб. см, не попавшие в Класс А; • Атмосферные автомобили с объемом двигателя от 1901 куб. см до 3300 куб. см; • Автомобили с нагнетателем, с объемом двигателя до 1900 куб. см; • Автомобили с атмосферным роторным двигателем. Класс C (к примеру, Mitsubishi Lancer EVO, Audi S4 2.2T, Mazda 3 MPS 2.3T): • Атмосферные автомобили с объемом двигателя от 3301 куб. см до 4500 куб. см; • Автомобили с нагнетателем, с объемом двигателя от 1901 куб. см до 2500 куб. см; • Автомобили с роторным двигателем и нагнетателем. Класс F (к примеру, Porshe 911 Turbo 3.6T, Chevrolet Corvette 7.0) • Атмосферные автомобили с объемом двигателя от 4500 куб. см; • Автомобили с нагнетателем, с объемом двигателя от 2500 куб, см.
После того как прошла квалификация и показавшее худшее время пилоты отсеялись, настало время основных заездов. Нет более бездарного и бесполезного занятия, нежели на словах описывать заезды, однако о парочке наиболее запомнившихся стартов я все же расскажу. Особого внимания на этих гонках заслуживала машина ВАЗ 2108 с роторным двигателем объемом 1,7 литра. Старый и дохлый на вид, этот аппарат не только дошел до финала, но и едва не объехал Audi S3! К сожалению, ресурса двигателя "восьмерки" не хватило до конца финала, иначе бы владелец "эски" слегка приуныл - представитель отечественного автопрома имел все шансы обкатать "немца".
А вот поклонники концерна BMW выступали на радость не только зрителям, но и себе. Их 350 (!!!) "бэха" с турбиной, под которую специально пришлось сделать отверстие в капоте, не рвала разве что династию Porsche.
Американская делегация в эту ночь также была на высоте - черный Chevrolet Corvette, оснащенный тормозным парашютом, и 500-сильный Dodge RAM SRT 10 c двигателем от Dodge Viper хотя и показали весьма скромное время (15,544 сек. и 15,281 сек. соответственно), тем не менее порадовали публику.
В группе С правили японцы. Обладатель первого места Mitsubishi Lancer EVO в полуфинале умудрился проехать "квотер" за 11,847 сек. - лучше него в этот день проехал лишь победитель в классе F Porshe 911 Turbo 3.6T - 11,111 сек.
В перерыве между заездами прошла официальная церемония открытия трассы в Тушине. Не кривя душой скажу, что праздничный салют в эту ночь меня впечатлил куда больше, нежели залпы в честь Дня Победы. Как только потухли огненные фонтаны и отстреляли пушки, в воздух поднялись дельтапланеристы, которые сделали несколько кругов над Тушинским аэродром с развивающимися флагами NightPeople Racing club. Не обошлось и без Децла (он же LeTruc), который выразил свою скромную радость по поводу открытия трассы и пообещал, что тоже как-нибудь приедет погоняться. Кстати, тот лимузин Bentley, который я упомянул в самом начале и который впоследствии стоял на парковке участников, по некоторым данным принадлежит Николаю Баскову. Может быть, и он приехал погоняться, да застеснялся?
А дальше заезды продолжились. Несмотря на откровенно прохладную погоду, зрители не расходились и оставались на трибунах от начала и до самого конца - это ни много ни мало больше 4 часов. Но куда больше лично мне было жалко девушек, стоявших на отмашке (то есть подававших сигнал гонщикам на старт), - их оголенные тела хоть и радовали взор, однако плохо сочетались с ночной прохладой.
Праздник дрэг-рэйсинга подошел к концу уже ближе к утру: зрители и гонщики разъехались, однако уже в следующую субботу в 23.00 территорию аэродрома Тушино вновь заполонят мощные и быстрые машины, причем 19 мая их будет в разы больше - весь многие к этому времени вернутся с драг-битвы из Новгорода! Приходите, будет интересно, тем более что организаторы обещали установить огромные плазменные экраны для еще лучшего обзора трассы!