Режимы работы АКПП
Очень часто, на всех без исключения, автомобильных форумах то и дело проскакивают вопросы: «Как использовать АКПП? Что такое Over Drive? Режим PWR, MANU, SHOW? Как правильно пользоваться теми или иными режимами?» И не мудрено, ведь автоматическая коробка переключения передач (АКПП) это важный довольно сложный и дорогой механизм автомобиля, от правильного использования которого зависят такие вещи как: долговечность АКПП, эффективность передачи мощности от двигателя, а значит и динамика автомобиля. В этом разделе, мы постараемся осветить все режимы использования АКПП, преимущества и недостатки, и научимся эффективно использовать все возможности, предоставленные японскими конструкторами. Существуют разные по конструкции АКПП, но как правило основные режимы работы присутствуют на всех АКПП. По типам управления, АКПП разделяют на гидравлические и гидравлическо-электронные. Если вы не видите на своей АКПП дополнительных кнопок переключения режимов PWR, MANU, SNOW, OD то у вас простая АКПП с гидравлическим управлением. По количеству передач, АКПП могут быть 4 и 3 ступенчатые (с режимом Over Drive и без него). Любую 4х ступенчатую АКПП можно использовать как 3 ступенчатую, выбрав режим «OD off» Over Drive отключен. Режимы без которых не обходится ни одна АКПП. У разных концернов могут отличаться по обозначениям, но суть одна. Toyota P N D(OD on) D(OD off) 2 L Honda P N D4 D3 2 L В этом положении рычага выбора диапазона, в коробке выключены все элементы управления, а ее выходной вал заблокирован; движение невозможно. Переводить рычаг в это положение допустимо только при полной остановке. Перевод рычага в положение P во время движения, приведет к поломке коробки передач! В широких кругах автомобилистов, его принято называть «парковка». К этому режиму следует относиться очень осторожно. Просто возьмите себе за правило. • Если вы останавливаетесь на крутом подьеме или спуске, то для уменьшения нагрузки на элементы механизма парковки, необходимо пользоваться «ручником». Затягивать ручник перед постановкой на Р, и снимать с ручника уже после перехода из P в другой режим. • Переключение из режима «парковка», возможно только при нажатой кнопке на ручке переключения (будем называть ее фиксатор) и нажатой педали тормоза. Переводить рычаг выбора диапазона в это положение, можно только при неподвижном автомобиле. Перевод рычага в это положение во время движения вперед, может привести к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии! • Переводить АКПП в этот режим, можно также только при нажатом фиксаторе и выжатой педали тормоза. После выбора этого режима, движение можно начинать не сразу, а после ощущения толчка включения трансмиссии. Обычно это происходит в пределах 1 секунды. В коробке передач выключены все элементы управления, что обеспечивает отсутствие жесткой кинематической связи между ее ведущим и ведомым валом. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться. Не рекомендуется переводить рычаг выбора диапазона в положение N при движения накатом (по инерции). Во время обсуждения использования этого режима, среди автовладельцев всегда разгораются споры о его предназначении. Инструкции по эксплуатации, все как один, не рекомендуют использовать его во время движения автомобиля. Будьте уверены, использование N при движении накатом, не приводит к экономии топлива, скорее наоборот, японские автомобили могут сэкономить топлива больше в случае торможения двигателем, чем просто в режиме нейтрали на холостом ходу. Так же, многие не советуют переводить АКПП в этот режим при стоянках на светофорах. Во время перевода в режим N, ощущается некоторое облегчение нагрузки на элементы трансмисии, но нормально ли это, ведь затем неминуемо последует перевод в другой режим, а это вновь вернет все на свои места. • Переводите автомобиль в режим N только тогда когда вам нужно иметь работающий автомобиль и при этом свободно его перемещать. Например при ремонте и регулировках, замере жидкости в АКПП, ремонте ходовой части и т.д. Он обеспечивает автоматическое переключения с первой по третью/четвертую передачу. В нормальных условиях движения рекомендуется использовать именно его. • При переходе в этот режим с режима P или R необходимо нажать на тормоз и фиксатор на ручке, дождаться момента включения трансмиссии (обычно менее 1 секунды), только потом начинать движение. • Максимальную скорость, автомобиль может развить только в этом режиме работы АКПП В этом режиме ваша АКПП работает как 3 или 4 ступенчатая, в зависимости от состояния кнопки OD -«Over Drive» которая расположена под фиксатором, на ручке переключения передач Если «OD-off» отжата — 3 ступени, если «OD-on» нажата, то соответственно 4 ступени. Если кнопки OD нет, то АКПП — 3 ступенчатая. 2 — Разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется использовать, например, на извилистых горных дорогах. Переключения на четвертую и третью передачу запрещены. На этом диапазоне эффективно используется режим торможения двигателем. • Используйте этот режим при движении по плохой дороге или дороге с плохим покрытием, при часто чередующихся небольших спусках и подъемах. Если приходиться часто тормозить на плохой дороге или спуске, то использование режима торможения двигателем, по сравнению с обычными тормозами, значительно экономит топливо. • Режим имеет ограничения для его использования, при скоростях движения автомобиля более 80–100 км/ч (зависит от типа АКПП) • Также не следует переходить на этот режим из режима D, при скорости движения превышающей 80–100 км/ч (зависит от типа АКПП) L — Разрешено движение только на первой передаче. Этот режим позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется на крутых спусках, подъемах, бездорожье. • Режим для преодоления крутых спусков и подъемов, и там где не нужно участие передач кроме первой, например вытаскивание застрявшего автомобиля, заезд в гараж, при преодолении приступки или ступеньки. • Режим имеет еще более ограниченный диапазон применения по скорости, чем 2 — его не возможно включить без нажатия фиксатора. Режимы, которые делают использование АКПП еще гибче, в зависимости от ситуации, дорожного покрытия и настроения водителя. Обычно дополнительные режимы реализуются электроникой, которая управляет гидравлической системой АКПП. Так, например, у концерна TOYOTA, система электронного контроля называется ECT и реализует следующие режимы работы АКПП. Технологический прогресс не стоит на месте, и быть может, пока мы здесь с вами обсуждаем то, что уже изобретено, инженеры Японии изобрели еще ряд интересных режимов. В своей массе, до 1994 года, можно было редко увидеть АКПП, оборудованные системами электронного управления. Так на моделях MARK II, CHASER, CRESTA было всего два режима NORM и PWR, а с 1994 года появился режим SNOW, на других моделях с 1994 года, можно было обнаружить PWR и MANU. NORM — Программа настроена на обеспечение движения автомобиля с минимальным расходом топлива. В этом случае, повышающие переключения происходят приблизительно, при достижении оборотов двигателя средних значений, что соответствует характеристике расхода топлива минимуму. Движения автомобиля при этом имеют спокойный, плавный характер. • Обычный режим работы АКПП, реализовался на автомобилях среднего класса до 1994 года, вообще это обычный режим работы АКПП на всех автомобилях. На нем достигается максимальная экономия топлива. PWR — Программа настроена на максимальное использование мощности двигателя, поэтому, повышающие переключения происходят в районе максимальных оборотов двигателя, при которых двигатель развивает максимальную мощность. Автомобиль в этом случае разгоняется со значительно большими ускорениями. Если выбрана эта программа, то на комбинации приборов загорается индикатор «ECT PWR». Режим может также обозначаться как «SHIFT» на автоматах фирмы Nissan. • Переключение на следующую скорость происходит на больших оборотах двигателя, по сравнению с обычным режимом работы или NORM. Это не означает что для переключения на следующую скорость, двигатель должен обязательно раскрутиться на всю катушку до 6000 об/мин., если вы не будете сильно усердствовать при нажатии на педаль, то переключение произойдет раньше, не доводя двигатель до максимальной мощности, но заметно позже, чем на простом режиме. Этот режим используют при спортивном стиле вождения, для разного вида гонок и соревнований, а так же для замера действительных технических характеристик автомобиля, сравнив которые с каталожными, можно судить о «здоровье» вашего автомобиля. • При использовании этого режима, расход топлива достигает своего максимального значения. • Если при включенном режиме PWR, на селекторе передач выбрать положение 2, то начало движения автомобиля будет происходить со 2 передачи АКПП, в этом случае АКПП никогда не переключиться на 1 передачу. • Если АКПП не оборудована режимом SNOW, то реализовать его можно на режиме PWR и положении 2 на селекторе передач. SNOW — (снег) Программа предназначена для облегчения зимней езды: трогание автомобиля в этом режиме происходит со второй передачи. Для включения используется кнопочный переключатель, если выбрана эта программа, то на панели приборов загорается индикатор «ECT SNOW» • Помимо использования в зимнее время, он хорошо помогает при начале движения на горках, покрытие которых состоит из твердого накатанного грунта или крупного песка и асфальта, так же может быть эффективным при езде по мокрой траве, асфальту. • При использовании зимой, необходимо понимать, что максимального эффекта от режима SNOW можно добиться только в случае сочетания его с хорошей зимней резиной. MANU — режим предназначен для эксплуатации зимой, при езде на скользких поверхностях, для снижения вероятности пробуксовки колес. Автомобиль трогается со второй передачи и переключение на повышенную передачу происходит при более низких оборотах двигателя (1500–2000, 2500–3000 — цифры разнятся в зависимости от давления на педаль). Режим «MANU» как бы «загрубляет» реакцию коробки, машина становится «вялой», максимально осуществляется торможение двигателем, что, естественно, очень полезно в зимних условиях. Летом, на асфальте или при обгоне этот режим лучше отключать. При включении «MANU» автоматически отключается режим «PWR». Кроме этого, в режиме «MANU» принудительно фиксируется выбранная передача, и все автоматические переключения передач не осуществляются. Расход топлива уменьшается, поэтому такой режим иногда называется «экономичным». К тому же, у разных марок автомобилей могут быть разные названия этого режима. Вместо тойотовского «MANU» он может называться «SNOW» или «HOLD». (описание c http://www.japancar.kz/faq/) OD (Over Drive) — разрешение на использование четвертой, повышающей, передачи. Осуществляется при помощи специальной кнопки «OD», расположенной на рычаге переключения передач. Если она находится в утопленном положении и рычаг выбора диапазона находится в положении D, то переключение на повышающую передачу разрешено. В противном случае, включение четвертой повышающей передачи запрещено. Состояние системы управления, в этом случае, отражается с помощью индикатора «O/D OFF» на панели приборов. • По своей сути «Over Drive» это 4 передача АКПП и как ею пользоваться решать вам. Если по работе АКПП видно, что она часто переключает передачи с 3-4-3 то этот режим лучше отключить. С этим явлением можно столкнуться, если ваш скоростной режим не постоянный и колеблется в пределах 60–80 км/ч, или вы поднимаетесь в затяжной подьем. К примеру, форсируя горный хребет, автомобилю не хватает 4 передачи и следует переключение на 3, после непродолжительного разгона опять включается 4 передача и проехав буквально десятки метров, опять следует переключение на 3. В таком случае, конечно, следует отказаться от использования OD, и отжать кнопочку на селекторе передач. • OD хороший инструмент для экономии топлива, если вы спускаетесь с затяжного хребта, если отключить OD, то вам вообще ненужно будет тормозить автомобиль тормозом, так как скорость автомобиля будет в пределах 80 км/ч, т.е. происходит торможение двигателем (в момент торможения двигателем подача топлива в цилиндры сводится на нет). • Если существует возможность двигаться со скоростью 60 км/ч и более, то необходимо пользоваться режимом OD. Это также приведет к экономии топлива и что самое главное, позволит вам двигаться еще быстрее и достичь максимальной скорости, если вам не станет страшно раньше этого времени. KICK-DOWN — Режим «кик-даун» — переключение на низшую передачу, реализуется при резком нажатии на педаль газа. АКПП в таком случае, переключается на одну или даже две скорости вниз, в зависимости от скорости движения. Этим режимом управляет специальный дроссель, подсоединенный тросиком к блоку дроссельных заслонок. • Режим используется при обгоне или при необходимости резкого ускорения. найдено в Internet